Напомним, что все это время БСК настаивала на том, чтобы получить в разработку шихан Торатау. Поэтому все внимание населения Башкортостана было направлено именно на защиту Торатау. И совершенно неожиданным стало решение правительства республики пожертвовать компании Куштау, которое назвали «компромиссным» вариантом.
Руслан Габбасов, сопредседатель БОО «Башкорт»:
– Мы категорически против разработки какого бы то ни было шихана. Нас долгое время просто обманывали. Руководство БСК утверждало и очень громко кричало, что им ни одно сырье не подходит, кроме Торатау. А тут они раз – и согласились вдруг на Куштау. Считаю, что все это было продуманной игрой. БСК еще сыграла на том, что Куштау – единственный из трех оставшихся шиханов, который не имеет статуса памятника природы. Соответственно, гору принесли в жертву.
Естественно, мы это так не оставим и будем проводить акции протеста. Одна наша организация ничего не сможет сделать, тут должна объединяться вся общественность республики. Не спрашивая у населения, не проводя никаких референдумов, взяли и отдали гору.
С населением вообще никто не считается.
Мы уверены, что жители Башкортостана должны высказать свое мнение, а не только отдельные национальные организации. Мы все вместе живем на этой земле, и природа у нас одна.
Азамат Галин, общественный деятель, политолог:
– Во-первых, с учетом всех лоббистских и политических возможностей БСК у Хабирова просто не было выбора. Это факт. В противном случае для него могли бы наступить тяжелые последствия.
И не факт, что это была бы просто его отставка. Могло быть все хуже, и в отношении него использовали бы силовые государственные возможности. Я его ни в коем случае не оправдываю, просто констатирую факт – выбора у него не было.Во-вторых, мы все стали жертвами пропагандистской кампании БСК. Суть этой кампании была в том, что БСК все время наращивала потенциальную угрозу вокруг именно Торатау. Все говорили: «Вот сейчас Торатау снесут». А тут говорят, что Торатау не тронут. И все вроде как думают: «Пронесло, Торатау же не трогают». Восемь человек из десяти даже не знают, что есть такой шихан Куштау.
В-третьих,
самое страшное во всей этой истории – это то, что через пять лет Куштау не будет. То есть года через три БСК снова поднимет вопрос по поводу сырья.
Лично я против того, чтобы БСК вообще подходила к шиханам. Пусть ищут альтернативные источники сырья, возвращаются во владение республики и модернизируют свое производство.
Я считаю, что общественность ни в коем случае, в независимости от того, что говорит Хабиров и наши власти, не должна молчать. Это проверка общественного мнения. Сейчас они замолчат, не станут ни опровергать, ни подтверждать информацию и будут наблюдать за тем, как население на это отреагирует. Если люди проглотят этот «компромисс», там начнется разработка. Скорее всего, разрабатывать будут не только Куштау, но и Юрактау. Куштау не хватит для компании, БСК за раз проглотит эту гору. Поэтому они и хотели заполучить большой Торатау.
Азамат Исхаков, активист движения в защиту Бужа-Тау и Гумеровского ущелья:
– Вариант разведки и последующей разработки Куштау обсуждался еще при Хамитове, года два назад. Можно сказать, что уже тогда судьба Куштау была предрешена. АО «Сырьевая компания», которое относится к БСК, в то время получило лицензию на пользование недрами для геологического изучения Куштау.Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев после встречи с Хамитовым в Уфе в апреле 2018 года назвал Куштау одним из вариантов сырья для БСК.
К сожалению, шихан Куштау не имеет статуса памятника природы. Защитники шихан и экологи предлагали доработать нижние горизонты Шахтау с последующим переходом на безызвестняковые технологии.
Лилия Чанышева, координатор штаба Алексея Навального в Уфе:
– Это варварское решение и поддержка ресурсного уклада экономки, а не развитие новых технологичных и экологичных видов производства. Ни одно из африканских государств, богатых полезными ископаемыми, нельзя назвать развитым. Однако многие развитые страны добились высокого благосостояния своих граждан без наличия добывающих производств. Власти Башкортостана сделали выбор в пользу олигархов, которые выкачивают наши недра и в этом году получили больше дивидендов, чем заработали прибыли, и наплевали на жителей республики, которые теряют от этого решения не только здоровье, но и народное достояние.
Марс Сафаров, доктор химических наук, профессор, специалист в области органической химии и прикладной экологии:
– Я не одобряю это решение. Думаю, оно было принято еще до смены власти в Башкортостане. Вот человека отправляют на пост врио главы республики. Не могли с ним не обсудить, как поступить с шиханами и как обеспечить БСК сырьем. Думаю,
Радий Хабиров уже был обременен этим решением еще в самолете, когда летел в Уфу из Красногорска.
БСК неоднократно заявляла, что никакие источники сырья, кроме Торатау, им не годятся, что Куштау им не подходит. Как они теперь могут людям в глаза смотреть? Значит, они все это время врали. Они больше занимаются враньем, чем технологиями.