На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Proufu.ru

14 подписчиков

В Уфе группе мусульман вынесли приговор по делу о терроризме. В зале плакали и возмущались

Сегодня в здании Орджоникидзевского районного суда Уфы завершился судебный процесс первой инстанции по громкому делу группы мусульман, которых обвинили в членстве в «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», организации, признанной в России террористической.

Более 20 человек в Уфе и Уфимском районе задержали в 2015 году.

В материалах дела говорится, что этому предшествовала длительная работа ФСБ, которая в течение нескольких лет «слушала» разговоры мусульман в их домах и в местах общего сбора. Силовики пришли к выводу, что свыше 20 человек состояли в уфимской ячейке террористической организации. Якобы у них была четкая иерархия, подчинение более опытным членам организации и обучение новичков. 

совместная фотка.jpg

                                                                                            Осужденные по делу «Хизб ут-Тахрир»

ФСБ считает, что члены ячейки вербовали новых сторонников, распространяли «воинствующую исламистскую пропаганду». Цель всего этого, по версии силовиков, - насильственный захват власти в России и установление во всем мире теократического унитаркого государства «исламский халифат». В домах обвиняемых мусульман нашли запрещенные книги, оружия у них не обнаружили, об изъятии каких-либо планов подготовки реальных терактов ФСБ не сообщало.

Это не первое подобное дело, в России регулярно судят за членство в «Хизб ут-Тахрир». Многие правозащитники и общественные деятели выступают резко против действий правоохранительных органов. Например, журналист Максим Шевченко, который говорит, что мусульманам не дают возможности обсуждать политику и строй в стране и любое их высказывание признают террористическим.

Правозащитный центр «Мемориал» называет всех арестованных и осужденных по делам, связанным с «Хизб ут-Тахрир», политическими заключенными. 

фсб.jpg

                                                                                                     Задержание членов  «Хизб ут-Тахрир»

На сегодняшний приговор в Уфу специально приехал представитель «Мемориала» Бахром Хамроев. Он приезжал и во время процесса, но его удалили после письма ФСБ - силовики решили, что из-за присутствия правозащитника подсудимым угрожает опасность. В апреле процесс вообще сделали закрытым для журналистов, поводом стал визит немецкой съемочной группы, которую не пустили на заседание. 

тв.jpg
Журналист телеканала ARD беседует с родственниками подсудимых/ Фото Idel.Реалии

Закрытость заседаний судья из Самары Семенов использовал в качестве аргумента против оглашения мотивировочной части приговора. Он пояснил, что зачитает только резулятивную часть, то есть статьи уголовного кодекса и размер наказания. 

Семенов заявил, что оглашение приговора полностью может привести к провокациям.

Весь судебный процесс проходил в большом зале. Подсудимых держали в стеклянной камере с решетками сверху и снизу. Каждое утро обвиняемых привозили в суд, а вечером увозили обратно в СИЗО, так в течение года. Процесс вела выездная коллегия судей, командированная в Уфу, так как по закону дела о терроризме в России могут рассматривать всего несколько судов, и все они - военные. 

Сегодня в зале было не менее сотни слушателей – жены, дети, родители, братья, сестры и друзья подсудимых. Большинство женщин были одеты по-мусульмански: в длинные платья и платки. 

фото 2.jpg

Все ждут вынесения приговора/ Фото ProUfu.Ru

Примерно в полуметре от камеры поставили скамейки, дополнительно оградив таким образом обвиняемых. По обеим сторонам скамеек стояли вооруженные полицейские, судебные приставы с автоматами и сотрудники СОБР, некоторые из них были в черных масках – всего безопасность обеспечивали 25 человек. Вероятно, это связано с резонансом дела и тяжестью преступления, в котором обвиняли группу мусульман – все инкриминируемые им статьи особо тяжкие.

Один из полицейских стоял возле камеры вместе с дрессированной собакой, которая половину процесса скулила и заглушала не очень громкую речь судьи. Собаку вывели только после того, как та, видимо откровенно заскучав, начала завывать и лаять. 

Приставы строго запрещали вести фотосъемку в зале и до, и во время процесса. По закону они не имели право это делать, так как вопрос фотографирования решается во время заседания, а не до него.

2 фотка.jpg

Подсудимые сняли с себя верхние футболки/ Фото ProUfu.Ru

Когда в зал вошел судья Семенов и произнес первые слова, подсудимые неожиданно сняли с себя футболки, под ними оказались еще одни – белого цвета и с разными надписями. 

У двоих было написано «Ислам против террора» , у остальных – «Политзаключенные», «15 лет за книгу?» и цитата из Корана «Что с вами? Как вы судите». 

На лице у всех были медицинские маски. Отец одного из обвиняемых пояснил ProUfu.Ru, что подсудимые хотели скрыть свои лица от журналистов.

Всех обвиняемых приговорили к реальным срокам в колонии строгого режима. Минимальный – 8 лет, максимальный – 24 года. Один мусульманин признал вину, ему назначили наказание ниже низшего предела – 5 лет в колонии общего режима.

Во время оглашения приговора в зале раздавались всхлипывания и возгласы, женщины плакали, сдерживая приступы рыданий, мужчины утирали слезы. Родственники выглядели очень подавленными и каждый раз, когда судья объявлял очередной большой срок, в толпе громко вздыхали. Подсудимые весь процесс смотрели на своих жен и родителей. Некоторые пытались переговариваться, прислонившись к стеклу и жестами что-то объясняя.

фото хизбы.jpg

Вынесение приговора/ Фото ProUfu.Ru

Их близкие на протяжении всего процесса говорили, что не верят в обвинение. Жены записывали обращения к Владимиру Путину и даже ездили в Москву к кандидату в президенты Ксении Собчак, которая обещала помочь, но так ничего и не сделала. После заседания родители одного из осужденных предложили записать еще одно обращение к Путину. Жена другого эмоционально воскликнула: 

«Мы три с половиной года писали обращения и это не помогло! Какой смысл обращаться к человеку, который их и посадил!»

 

После оглашения судья спросил у каждого подсудимого, понятен ли ему приговор. Половина мусульман ответила просто «да», другие прокомментировали решение судьи и задали ему вопросы. Например, Ильгиз Гималетдинов (14 лет колонии) сказал: «Непонятно, почему такой строгий приговор. Я никого не убил и даже не съел. Иска никакого ко мне не было, почему тогда назначили штраф, непонятно».

5 фотка.jpg

Вынесение приговора/ Фото ProUfu.Ru

Рустем Латыпов, единственный, кто был не в белой майке, сидел посередине камеры с тростью в руках. Ранее «ОВД-Инфо», сообщало, что у Латыпова серьезные проблемы со здоровьем, что он не получает нужного лечения в СИЗО, подвергается физическому и моральному давлению. Латыпов уже был осужден за членство в «Хизб ут-Тахрир», теперь же ему дали 8 лет. «Честно говоря, я прослушал приговор, - сказал Латыпов. – Но, исходя из опыта, я знаю, что будет. Нет, не надо повторять, я умею читать, я прочту потом». 

Фанис Ахметшин (11 лет колонии) сказал: «Я не был организатором никакой террористической организации, вина моя не доказана, и приговор мне непонятен». 

Обвиняемый Рустем Хамзин (23 года колонии) на вопрос судьи ответил что-то вроде: 

«Когда закатятся очи, Всевышний спросит и каждому воздастся».

В зале на это ответили оживлением и возгласами. Судья, в свою очередь, попросил занести эту реплику в протокол и пообещал передать высказывание в «соответствующий орган для принятия решения». 

Последний, к кому обратился судья, молодой человек в очках и тюбетейке Урал Якупов (13 лет колонии) засыпал его вопросами и уточнениями и, не дожидаясь ответа, перебивал. Судья на все терпеливо отвечал, а сидевший рядом с юношей подсудимый смеялся. Наконец, на очередной вопрос судья промолчал и заявил, что заседание закрыто.

Выйдя из здания суда, родственники еще долго не расходились. Они все-таки снова обратились к президенту, попросив журналистов записать это на видео.

    

                                                                  Видео ProUfu.Ru

Пока записывалось видео, мать одного из осужденных всхлипывала у стены. Ее сына – молодого человека – посчитали организатором и приговорили к 24 годам лишения свободы. Женщина уверена, что юноша ни в чем не виноват: школе он увлекся арабским языком и выучил его, был правоверным мусульманином, занимался спортом, затем неожиданный обыск, арест, 3,5 года в СИЗО и строгий приговор. 

«24 года! – восклицала женщина. - Мне будет 73 года, когда он выйдет, я не доживу…»

Родственники надеются, что в апелляции  хотя бы ненамного смягчат приговор. «Было бы за что, так не обижались бы! – говорит пожилая мать другого осужденного. – Так ни за что же посадили!»

Делом заинтересовались в ЕСПЧ. Накануне приговора Европейский суд по правам человека вынес решение в отношении одного из осужденных Ирека Тагирова, признав, что его необоснованно долго держали в СИЗО. Тагиров провел в следственном изоляторе 3 года. ЕСПЧ обязал Россию выплатить ему 4 600 евро в качестве компенсации. Как сообщили ProUfu.Ru родители другого осужденного, ЕСПЧ коммуницировало жалобы в отношении еще семи фигурантов этого дела, в ближайшее время по ожидаются решения.

 

Ссылка на первоисточник
наверх