Супружеские обязательства раз в полгода, а то и реже. И это не означает, что людям не нравится секс сам по себе, здесь скрыты глубокие проблемы между супругами. Уфимки рассказали, почему они негативно относятся к сексу, что послужило причиной избегания близости с мужчинами, а сексолог Алсу Фаиршина дала рекомендации, как правильно поступить в каждом случае.
Альфия, 54 года
- Я в разводе, сейчас встречаюсь с другим мужчиной. Но можно сказать, что мы просто друзья, о близости никогда речи не было и не будет. Он не настаивает, а мне и не надо. Я считаю секс чем-то отвратительным. За время брака выработалось такое отношение.
Семья образовалась у нас не по любви, а скорее из-за жалости. Мне все говорили, что пора, засиделась я в девках. В итоге прожили плохо. Секс я ненавидела. Он когда пьяный был, только тогда ко мне и приставал. И как приставал, будто бы я должна. Минута и готово. Он потом засыпал, а меня всю трясло.
Иногда подруги заведут разговор, мол, приехал мой с вахты, два дня из дома не вылезали, а мне противно даже от одной мысли о сексе.
Ирина, 28 лет
- У меня проблемы с парнями. В отношениях все очень хорошо, но как дело доходит до постели, я сразу хочу все прекратить. Секс бывает, но очень редко, и я всегда зажатая какая-то. Я думаю, что проблема в воспитании. С детства папа был очень строг и плохо воспринимал любое внимание со стороны мальчиков ко мне. Он встречал меня после школы, а если находил какие-то письма от поклонников, то начинал кричать. Мама тоже не лучше. Она говорила, что в сексе нет ничего хорошего. И у меня четко выработались негативные ассоциации, что секс – это проблемы по-женски. А тут можно перечислять бесконечно: аборты, цистит, опухоли, микробы и т.д. И я вот взрослый человек, но во время прелюдии все равно приходит в голову вот этот «букет».
Бабушка рассказывала, что в браке была несчастна. Что дедушка нагуляется, придет пьяный и еще секса хочет, а от него воняет другими женщинами. Я не знаю, как с этим бороться, вокруг один негатив.
Ксения, 35 лет
- Секс – это опять ребенок. Я ничего не имею против детей, у меня их трое, но больше не хочу. Мой муж категорически отказывается пользоваться презервативами. Говорит, что в них не то ощущение. А если я отказываюсь от секса, то в доме скандал, страдают все. Таблетки мне принимать нельзя, защитой он пользоваться не хочет – поэтому после каждого раза я боюсь, что снова забеременею.
Его новым ребенком не испугать, он сам рос в многодетной семье. У него 7 братьев и сестер. Видимо, хочет и у нас так же. Я уже начинаю придумывать разные поводы, чтобы как-то отстраниться: то голова болит, то притворяюсь, будто меня тошнит и т.д. Но так же дальше нельзя.
Фото: соцсети
Может ли счастливый брак быть без хорошего секса? За профессиональным анализом ситуаций, в которые попали наши героини, мы обратились к уфимскому сексологу Алсу Фаиршиной.
- Перед нами три совершенно разные женские истории, судьбы, но их объединяет один факт – это жесткие «ригидные» установки по поводу сексуальной жизни, которые сформировались в силу тех или иных событий и жизненных контекстов, - рассуждает Алсу Фаиршина. - «Секс – это отвратительно, это ненавистный долг»; «секс – это проблемы по-женски»; «секс – это потраченные нервы и страх забеременеть».
Первая история рассказывает нам о довольно распространенной в России проблеме: это слабокультурная женщина (плохо образованная в плане секса) и неумелый мужчина. Она говорит нам о том, как важно выбирать в спутники жизни партнера, к которому влечет физиологически, биологически и в то же время, чтобы с ним было психологически комфортно и хорошо. Очень важны мотивы вступления в брак, где, кстати, любовь тоже не самый главный повод (что чаще характерно для очень молодых партнеров), а жалость и давление общества могут привести к печальным последствиям.
Вторая история – это невроз в чистом виде: полный запрет на удовольствие от сексуальной жизни, где воспитание, несомненно, играет немаловажную роль. Однако, несмотря на то, что события прошлого и родительские предписания полностью стереть невозможно, важно понимать, что ты уже взрослый человек и несешь полную ответственность за свою сексуальность, ты – хозяйка своего тела, мыслей, решений и выборов. В той истории очевидны грубые когнитивные искажения, заблуждения девушки, которая при любой возможности может «включить» психосоматический симптом, дабы избежать близости.
Третья история – это пример супружеской сексуальной дисгамии (дисгармонии), где секс является некоей лакмусовой бумажкой более серьезных противоречий между супругами. Здесь, несомненно, нужна семейная терапия, где супруга является, что называют клинические психологи – идентифицированным пациентом.
Сексуальные дисгамии вызваны тремя причинами:
1. Эмоциональная дисгамия (супруги не умеют или не хотят присоединяться, разделять, распознавать чувства и эмоции партнера, когда одному уже «все равно» на другого. Это самый тяжелый вид дисгамии).
2. Коммуникативная дисгамия. Когда муж и жена не умеют, стесняются, не знают, как разговаривать на непростые темы, когда не умеют устанавливать здоровую коммуникацию или не распознают скрытые коммуникативные сигналы. Например, молчание супруга – это тоже вполне себе некая коммуникация, послание другому члену семьи.
3. Культурная дисгамия. Это столкновение ценностей, разных культур, воспитания, интересов, взглядов на жизнь, религий, социальных статусов.
В третьей истории мужем игнорируются потребности жены, а насилие – это когда один партнер просит, а другой этого не дает. В данном случае, муж нарушает одну из важнейших семейных функций (всего их семь) – это потребность членов семьи в безопасности: жена просит о защите, муж «не хочет». Присутствуют при этом с его стороны формы манипуляции: «А если я отказываюсь от секса, то в доме скандал, страдают все». Супруг при том ведет себя сам как эгоистичный ребенок, где его потребности – на первом месте.
Во всех этих историях очень важно, насколько женщина готова к изменениям и поиску здоровых позитивных решений. Нельзя забывать, что некоторые установки бывают достаточно жесткими и меняются только после нескольких лет регулярной терапии, а некоторые остаются с нами на всю жизнь.