На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Proufu.ru

14 подписчиков

Молчание ягнят, или наброски к манифесту "Бульдозерного братства"

Тогда мы - отец и я, школяр-третьеклассник, заглянули в центральный магазин небольшого в то время горняцкого городка Сибай, куда пару-тройку лет назад наша семья переехала из зауральской глубинки. В одном из отделов клубилась очередь - завезли арбузы. Отстояли своё, но перед самым прилавком нас нагло оттерли двое нетрезвых и здоровенных мужика.

Отец им что-то сказал, и тут же покачнулся от удара. Но в драку он, бывший фронтовик, имевший две медали "За отвагу", не полез, лишь встал между ними и мной. Домой возвращались молча. Помнится, что арбуз тот мне показался почему то несладким...

 Для многих, живущих в Башкортостане, с недавних пор судьба древних гор-шихан становится, похоже, моментом истины. Общество начинает зримо расслаиваться на равнодушных, меркантильных и, наконец, уставших от циничного хамства новоявленных нуворишей. Последние, кстати, что отрадно, в большинстве. Правда, явно показывать это они не спешат. Недовольство и озлобленность кипят пока на подсознательном уровне.
Мы, живущие на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке - народ особый. Основательный, долготерпимый, упрямый и прямодушный. На нас можно долго ездить, ублажая елейными речами, держать в узде рамками параграфов - стерпим, смиримся. Мало того, еще и потомкам на генетическом уровне передаём обязательность беспрекословного послушания. Но вот если под котёл кинут немеряно дровишек, да в рожу харкнут поболее вчерашнего - наше естество может и взбрыкнуть...

 О том, что группа башкирских гор, получивших общее название - Шиханы, станут камнем преткновения в вопросе дальнейшего производства соды и её компонентов для всей 
российской экономики, мы ещё пару лет назад и не думали. Но объективная реальность - обнищание народа на фоне воровства бюджетных миллиардов, невиданных зарплат депутатов, кремлёвских министров и государственных олигархов, посягательства на пенсионную систему, правовой беспредел в глубинке - все это может стать детонатором общественного возмущения.
По крайней мере, один из фитилей уже тлеет у подножья горы Торатау.


 Что мы знаем на день сегодняшний? Первое - у предприятия "Сода" заканчивается запас сырья от первой из группы гор, безжалостно срытой до основания. Рядом ещё три древних рифа, образованных задолго до появления первого человека. Такого планетарного чуда нет более нигде - у нас в Башкортостане, да и в Австралии. В тысячелетних пластах шихан хранится вся история нашей цивилизации - и моллюски всякие, и реликтовые растения. И второе: есть некая кипрская офшорная фирма, завладевшая пакетом акций башкирского предприятия. Её нынешние хозяева, поговаривают живут в Швейцарии. И топ-менеджеры сплошь приезжие. Чистая прибыль от содового производства поражает: сотни и сотни миллионов рублей в месяц! Потому и объяснимо, почему вокруг башкирских Шихан кипят такие страсти. По одну сторону баррикад неравнодушные жители республики, по другую - олигархи и их приспешники.

 Есть, правда, ещё одна категория невольных сторонников разработки рифовых отложений древности. Это несколько тысяч работников содового производства и члены их семей - такие же обиженные сегодняшним житием, что и остальное население более, чем 250-тысячного города Стерлитамак. Их понять можно: не до мировых святынь - выживать-то надо.

 И как тут быть? Принять на веру утверждения федеральных чиновников, что с остановкой морально изношенного завода рухнет вся российская экономика и пойдёт по миру трудовой коллектив отдельно взятого производства? Или же всем миром потребовать от хозяев "Соды" отщипнуть от своего жирного пирога часть денег на обустройство новой логистической схемы по доставке так нужного им сырья с дальних известняковых месторождений, не имеющих общепланетарную ценность? Вдобавок вложиться в модернизацию производства с учетом современных экологических норм. А то окрестности Стерлитамака, загаженные "белыми морями" от вчерашних технологий, превратят вскорости второй по величине башкирский мегаполис в большую промышленную свалку. Неужели для этого потребуется создавать некое "бульдозерное братство", которое могло бы встать стеной у подножья Торатау? Тем более, что к такому отчаянному шагу уже призывают горячие головы.
Нас уже давно люди с толстыми кошельками не считают за гражданское общество. В лучшем случае, за толпу, способную на отчаянные меры лишь в шаге от пропасти. Возможно, что таковыми мы сегодня и являемся. И не заслуживаем иного другого, как остаться завтра без чистого Байкала, сибирских лесов, уральских самоцветов, дальневосточного омуля.
Как переживем тот день, если, не дай Бог, первый ковш землеройной техники начнёт превращать древних моллюсков и краснокнижные растения башкирских Шихан в звонкие евро и доллары для заморских нуворишей, в солидные оклады для топ-менеджмента содового монополиста, привлекательные гонорары для продажных СМИ? Утремся, как это делали не раз за последние десятилетия или же поймём простую истину: все, что теряем сегодня, делает нас ещё беднее завтра. Не о сиюминутном домашнем достатке веду речь, а о нищете духовной. Нынче пустим под нож бульдозеров природные святыни, а дальше что - собственных детей в бордели будем продавать?
Помните, такой культовый голливудский фильм "Молчание ягнят"? Философия его проста: убивают покорных. А чем, скажите, покорные лучше молчаливых? Взять, к примеру, моих коллег - пишущую и говорящую братию. Редкие местные СМИ осмеливаются в эти дни четко и внятно обозначить свою позицию о дальнейшей судьбе Шихан. Даже майский флеш-моб общественников "Кольцо жизни" башкирские журналисты трусливо обошли вниманием. И это при том, что глава республики Рустэм Хамитов задолго до этого события прилюдно заявил, что Шиханы в промышленную разработку не отдаст. Уж ему-то, знающему по себе, что такое лоббизм федеральных чиновников, намного труднее, по всей видимости, далась столь принципиальная позиция. С другой стороны, он не имеет попросту административных прав по консолидации нас, местных журналистов, в единую команду защитников древних гор - в Москве его не поймут. И, возможно, не простят, если бы даже пошёл на такое. Вот и получается, как метко подметила одна из дам-газетчиков: мы ещё не выдавили из себя рабов, в коих превратились в приснопамятные рахимовские времена. Грустно все это, коллеги! Между тем у нас была и ещё остаётся уникальная возможность достучаться до сознания каждого, кто будет растить своих детей не на канарах, да в лондонах, а на нашей многострадальной, но на редкость красивой земле. В том числе и у подножья Торатау...

 

Ссылка на первоисточник
наверх