На первом же совещании в правительстве врио главы Башкирии Радий Хабиров поручил чиновникам разобраться с нелегальными перевозчиками. И поставил срок – 1 декабря. Руководитель республики подчеркнул, что такой проблемы в Москве и Казани давно нет.
Но выполнить поручение в одиночку чиновники не смогут, так как непосредственный контроль за деятельностью маршрутных автобусов осуществляет ГИБДД.
Нам попало письмо на имя министра МВД Башкирии Романа Деева, написанное бывшим сотрудником ОТН ГИБДД Фаилом. По его словам, те, кто должен осуществлять контроль за транспортом, его «крышуют» и работа ведется только на бумаге. Как отмечает Фаил, у многих сотрудников ГИБДД есть свои маршруты, а руководители нелегальных перевозчиков находятся в близких отношениях с руководством (текст письма приводится с соблюдением орфографии и пунктуации автора – прим. ред.).
Вот и получается, что нелегалы становятся главными на дороге. За автобусами под «крышей» не осуществляется никакого технического контроля, что приводит к трагическим последствиям.
Как рассказывает в письме Фаил, тендерной комиссии администрации Уфы, которая распределяет маршруты в городе, из ГИБДД для ИП Батыров предоставляются справки с искаженными и минимальными нарушениями. Указываются сведения только о незначительных ДТП, остальные укрываются или записываются искаженно.
Покровительство сотрудников ГИБДД распространяется и на большегрузный транспорт. Такие грузовики, как правило, выпускаются на линию перегруженными и эксплуатируются с неисправными рулевыми и тормозными системами, без тахографа или с нарушением условий его использования, с нарушением режима труда и отдыха водителей. Из-за тяжеловесных автомобилей разрушаются автодороги и образуются колеи, при спуске с гор в любой момент может произойти ДТП масштаба стихийного бедствия. Особо ярко это иллюстрирует случай, произошедший на днях в Белорецком районе Башкирии. Под КамАЗом, груженным щебнем, рухнул мост, отрезав деревню от цивилизации.
Считается, что начальник УГИБДД Гильмутдинов пролоббировал на должности руководителей Службы весового контроля своего бывшего водителя и бывшего заместителя командира ПДПС. Последний был запятнан участием в коррупционных схемах, после чего был уволен из ОВД. Вероятно, все это делается для того, чтобы получить полный контроль за дорогами.
Руководство УГИБДД с помощью «своих» сотрудников – как в ГИБДД, так и в Службе весового контроля – организовывает беспрепятственные проезды незаконного большегрузного транспорта. Без оплаты пошлин в бюджеты России и Башкирии. Задержанные другими службами МВД и ФСБ и уличенные в коррупционных схемах близкие к руководству УГИБДД сотрудники берут всю вину на себя, не выдавая руководство. Ведь даже в случае увольнения они потом спокойно работают на гражданских должностях или участвуют в различных коммерческих услугах для ГИБДД.
Фаил пишет, что вся деятельность руководства УГИБДД направленна исключительно на пиар и самопиар. Практически все показатели и цифры не используются для обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения мест концентрации ДТП, а работа по автобусам ведется для галочки. Кроме того, в ГИБДД практикуется составление протоколов сотрудниками от имени начальников, при этом без участия самих руководителей. Так начальство поднимает себе показатели.
К слову, в кулуарах ГИБДД ходили слухи, что Гильмутдинов метил на должность министра МВД Башкирии. Потом говорили, что он будет баллотироваться в Государственную Думу России.
«В начале 2018 года сокращение в ГИБДД проведено с нарушением закона, сокращены по принципу не угодности работающие сотрудники, которые в сравнении по закону имеют более весомые критерии оценки. При сокращении даже не учитывали образование, квалификацию, показатели деятельности. Даже сократили ветеранов боевых действий, а взамен оставили социально близких бездельников. Принуждали сотрудников писать рапорта задним числом на сокращение по собственному желанию».
Данный материал основан на обращении ветерана МВД к действующему министру. Мы не беремся утверждать, что все изложенное – правда. Впрочем, этого не утверждает и сам автор письма – он просит провести по изложенным фактам проверку. Но это письмо вызывает высокую степень доверия, потому что его автор начал его писать еще в момент нахождения на службе. Тогда он нам его и показывал.
Послужной список самого Фаила впечатляет. Он майор полиции в отставке, удостоен государственной награды – медали А. Суворова. В 2011 году незаконно был уволен из ГИБДД по сокращению штатов, но восстановлен решением суда. Общий стаж службы в органах – 24 года.
По итогам 2017 года Фаил показал лучший результат работы по всей Башкирии среди госинспекторов отделения технического надзора ГИБДД. За год он выявил и составил 1 519 административных правонарушений, из которых 130 – на должностных лиц автопредприятий.
Он также раскрыл преступление в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров на нелегальном 71-м маршруте в Уфе – возбужденно уголовное дело по ст. 238. Это единственный случай за всю историю ГИБДД. Нам даже известен случай, когда помощник депутата Госдумы РФ «возил» Фаила на капоте машины.