Чему я научился, работая продавцом в деревенском ларьке
Я вырос в деревне Ишкулово Абзелиловского района. В детстве меня никогда не спрашивали, чем хочу заниматься – просто отдали в секцию лыж. Но поскольку мне это не особо нравилось, всегда занимал 15-20-е места. Думал: если у меня родители не спортсмены, то как я могу им стать?
Тогда мне казалось так: раз родители – колхозники, то и я должен быть колхозником. Но дико хотел от этого убежать.Когда немного подрос, брат был в армии, а сестра училась в другом городе, вся работа по хозяйству и огороду легла на мои плечи. А после школы – с трех часов до самого вечера – я подрабатывал продавцом в магазине родителей. Мои друзья в это время играли, летом купались.
Возле магазина родителей. Фото: vk.com/publicdinshag
Каждый месяц мне платили 10 тысяч рублей. Вот тогда я научился продавать. Было несколько основных навыков, которые до сих пор применяю в бизнесе.
Урок первый: люди всегда хотят сэкономить, поэтому важно показать им их выгоду. Взрослые, делая покупки, просили пакеты, которые стоили 1 рубль. Бывало, что бабушки со своими пакетами приходили. Тогда я решил эти пакеты бесплатно отдавать. Слухи распространились быстро, и к нам потянулись покупатели.
Урок второй: создавай ощущение выигрыша. Мы продавали сигареты по 17 рублей за пачку. Но у кого-то не было этих денег, или мужчины приходили за пивом, который стоил 45 рублей. Я им говорил, что сдачи нет, возьмите одну сигарету за два рубля. В итоге с одной пачки 40 рублей зарабатывал.
Урок третий: создавай для своих клиентов самые лучшие условия.
Стою однажды в магазине, а бабушки проходят мимо нас и уходят к конкурентам. Даже моя двоюродная бабушка к нам не заходила. Решил подойти к ней и спросить. Она сказала, что у нас ступеньки крутые. Сегодня, зная, что в оптику приходит разные люди, вторые этажи для открытия магазина даже не рассматриваю.
Очки, которые спасли и прогоревший первый бизнес
После седьмого класса в газете увидел объявление, что идет набор в Башкирскую республиканскую гимназию-интернат № 1 им. Р. Гарипова. Я ничего родителям не сказал, на экзамен поехал с братом. Сообщил им, когда прошел первый этап. На следующие экзамены они сами отвезли меня, но с одним условием:
если сейчас не поступлю, то после 11-го класса в университет не пойду, а стану пастухом в деревне.
Летом после седьмого класса у меня в кармане было 30 тысяч рублей за работу продавцом. Я поехал в Магнитогорск, оделся на 20 тысяч, остальными деньгами оплатил учебу.
Затем родители привезли меня в Уфу. С собой было шесть солнцезащитных очков, и они сказали, что если продам их, то это будут мои карманные деньги, если не продам, то мои проблемы. В итоге заработал на этом 3 000 рублей. К тому времени родители открыли свой магазин очков и детских игрушек. Я каждые каникулы продавал очки, выкручивался как мог, родители денег не давали.
После 11-го класса решил уехать в Москву, но ни в один вуз на бюджет не поступил. Вернулся домой, попросил родителей оплатить учебу в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова за полгода. Они дали 120 тысяч рублей с условием, что дальше буду сам работать и платить. Мне было 17 лет. Я в Москве, меня никуда не брали работать официально. Два месяца бегал официантом за чаевые. Мне обещали, что когда исполнится 18 лет, то выплатят зарплату за эти месяцы и трудоустроят. Вот мне исполнилось 18, а мне сказали: «Спасибо, ты нам больше не нужен».
Динар с родителями
Устроился консультантом в Сбербанк. Подходил декабрь – время оплачивать учебу за второе полугодие. Занял у брата 120 тысяч, перешел на заочку, где за полгода нужно платить 40 тысяч. С оставшимися 80 тысячами приехал в Уфу делать бизнес. Я придумал проект «Письмо от Деда мороза»: люди платят 100 рублей, чтобы в канун праздника их детям раздали именные подарки. Считал, что раз у меня в Уфе много друзей, то заявки быстренько соберем. На деле это оказалось никому не нужным, люди не доверяли, вперед никто не хотел платить.
Пришлось арендовать точку в двух ТЦ по 15 тысяч за 10 дней. Друзья отказались работать, нанял девушек. За день 3 000 – 4 000 рублей зарабатывали, но это уходило на аренду и зарплаты. В итоге собрали 1 500 заявок. А в канун праздника был сильный снегопад, я ничего не успевал, да еще то людей дома нет, то подъезд не открывали, то домофон не работал. Удалось раздать всего 200 писем. Естественно, люди подумали, что мы их обманули, мне до сих пор за это стыдно. Я ушел в минус, родители ничего не знали.В Москву вернулся после Нового года, начал работать агентом по недвижимости. Зарабатывал около 50 тысяч рублей в месяц, потихоньку отдавал долги. И тут мне пришла повестка из военкомата, и через два дня меня забрали. А я так не хотел в армии целый год терять.
Тогда понял, что от внутреннего состояния человека зависит многое – как себя настроишь, так и дело пойдет. Потому решил время в армии провести с пользой: начал спортом заниматься, учился общаться с людьми и контролировать негативные эмоции. Через пять месяцев службы в Ульяновске напросился в Армению. В России в то время платили 2,5 тысячи рублей, а там – 17 тысяч. За оставшееся время заработал 110 тысяч. Этих денег хватило, чтобы купить билет в Москву и снять там квартиру.
Мечты разбились, как и моя машина
Второй проект – кофе-мобиль в Уфе. Хотели зимой продавать сэндвичи и кофе на улице. С другом договорились вложиться по 50 тысяч рублей – он покупает кофе-аппарат, а я – машину. Когда перегонял машину из Зилаирского района в Уфу, попал в аварию – сломаны три пальца на ногах, нос, машина ремонту не подлежит. Бизнес наш прогорел, и я уехал в Москву.
На что-то надо было жить, поэтому с гипсом на ноге устроился пешим курьером по доставке цветов. Через какое-то время узнал, что у закупщиков одна роза стоит 30 рублей и потихоньку начал самостоятельно продавать цветы. Еще платил 25 тысяч дизайнеру, который мне сайт делал, но он «кинул» меня, и я опять прогорел.
Тогда пошел на тренинг к миллионеру Аязу Шабутдинову, которому помог продвинуть его страницу в Instagram. Потом он порекомендовал меня остальным бизнесменам. За каждый аккаунт брал 15 тысяч рублей и за месяц заработал 300 тысяч. Хочу всех предупредить, что Instagram не очень надежная платформа. Если будет сильная активация аккаунта, то его заблокируют. А у нас такие правила были, что если приложение блокируют по нашей вине, то возвращаем 70% от стоимости. И в один день я задолжал 300 тысяч рублей.
С Аязом Шабутдиновым
Однажды ко мне обратился продавец шуб, изделия которого стоили от 1 до 1,5 млн рублей. Он хотел платить только за результат и предложил 5% от продаж, если клиент придет с Instagram. Я соврал, что не владею этим бизнесом, потому попросил, как и положено, 15 тысяч. Тем более не верил, что летом кто-то будет покупать шубы. Через месяц он рассказал, что через Instagram пришли два клиента, которым продал шубы за 1 и 1,4 млн рублей. Тогда я потерял 120 тысяч рублей, но усвоил важный урок – иногда лучше соглашаться на проценты.
После решили с другом сами шубы продавать. Изучили рынок, нашли поставщиков. Узнали, что другие компании на примерку домой доставляют всего три шубы и нужно еще оплатить курьерскую доставку. А мы решили брать 10 шуб, доставлять их самостоятельно, да еще и бесплатно. Сначала для привлечения клиентов разыграли одну шубу, и после сразу пошли клиенты. Они нам присылали свои размеры, цвет и мех шуб. 8 шуб из 10 нам всегда удавалось продать. У нас был хороший доход, но с этим бизнесом пришлось завязать, так как мы выросли до такого уровня, что представляли серьезную конкуренцию местным. Нам угрожали и сказали лучше уезжать, пока живы.
Хлеб – всему голова, или как друзья меня «кинули»
Мне нужно было прийти в себя после Москвы. Я уехал и стал работать в пекарне в селе Мраково Кугарчинского района. Это была старая пекарня, где готовили только хлеб, после чего его развозили по трем магазинам. Работники, когда месили тесто, говорили о своих проблемах, а потом ставили хлеб в печь, сидели 40 минут и сплетничали. Мне говорили, что это нормально для деревни.
Меня это не устраивало. Хотел, чтобы уровень пекарни был как в Москве, но ценники как в деревне. Начал думать, как можно увеличить оборот. В первый день работы распечатал рецепты пирогов, чебуреков и говорю: «Добрый день. Я ваш новый директор. Работаем по новым правилам». Пекари мне сказали, что сработаемся, если буду помалкивать, либо они уволятся. Сказал им уходить, потому что всегда легче набрать новых людей и обучить их, чем тратить время на немотивированных людей.
Первые три дня пришлось самим печь хлеб. Естественно, пекари нашлись и мы начали вводить в продажу хлеб на натуральном хмеле. Специально купили у уфимского ученого его рецепт. Потом в РОНО предложил покупать хлеб для местных школ у нас, а не в Мелеузе. Хлеб отправили в Уфу на экспертизу, где нам дали добро. В итоге мы охватили школу и детские сады всего района. Потом открыли магазин при пекарне, начали продавать пироги с натуральными ягодами, печенье и т. д.
Когда я только туда пришел, оборот был 300-400 тысяч рублей, а через полгода увеличил до 1,5 млн.
Эта пекарня помогла мне взять в кредит 500 тысяч рублей. Наша реальность такова: у нас много планов, мыслей, но мы постоянно ищем оправдания их не осуществлять, ленимся. У меня на руках были деньги, но я не знал, что с ними делать. В это время позвонила мама и сказала что в селе Аскарово Абзелиловского района открылся ТЦ, где павильоны сдают в аренду. Взял точку и даже не знал, что открою. И тут вспомнил свое детство, когда продавал очки. Пошел к тем же поставщикам узнать цены, сходил к конкурентам, где были плохие условия для покупателей. И именно тогда точно определился, чем буду дальше заниматься. В ноябре 2016 года открылся первый магазин. У меня был такой принцип – открыться на троечку, а потом уже все делать на 5+. Понимаете, можно пять лет строить ракету и в день запуска все может взорваться. В бизнесе точно так же – надо быстрее все делать, пока твоя идея не устарела.
Динар очень любит дарить подарки своим покупателям
Целый год потратил на франчайзинг. Люди платили мне паушальный взнос, я обучал, как работать, и открывал им оптики. Думал, что таким образом можно хорошо развиваться. Также открывал бизнес своим друзьям. С ними никаких договоров не составлял, полагая, что если заключаем соглашение, то мы друг другу не доверяем. По идее, должен был получать роялти. В итоге приезжаю в оптику, а они открывают ее под другим брендом. Друзья мне сказали: «Извини, нам было так удобно. Мы же с тобой договор не составляли». Так меня «кинули» два друга.
Все же считаю, что чем больше ошибок совершаем, тем больше шансов, что что-то получится. Это как закон Парето: 20% усилий могут дать 80% результата, либо 80% усилий 20% результата. Венчурные инвесторы не боятся потерять свои деньги, потому что 8 проектов из 10 могут не оправдать себя, но оставшиеся два принесут намного больше денег, чем было вложено.
Как открыть бизнес и не прогореть?
Не начинайте свой бизнес, если вы материально не подкреплены. Например, в бизнесе вам понадобится своя машина, и если деньги на эту покупку возьмете из оборота магазина, то будет кассовый разрыв. Научитесь сначала зарабатывать, а потом вкладываться в большую историю. Если ты готов год недоедать, голодать, занимать денег, тогда все получится. Главное – верить в свою идею, не надо копировать других.Меня спрашивают: «Может, нам тоже оптику открыть?». Но это неправильно, если у тебя нет опыта, то ты 100% прогоришь. Сначала научитесь торговать на улице, общаться, знакомиться, поборите свой страх. Я до сих пор на сабантуях сам продаю солнцезащитные очки. Мне же нужно понять, что хочет мой клиент. Говорю им, что если не смогу подобрать очки, то дам 100 рублей, а если найдем, то продам со скидкой 100 рублей. Хочу сказать, что никогда не стоит отступать, когда люди вам отказывают. Спрашивайте, почему он не хочет покупать, вдруг настроения нет, денег или еще что-то.
В месяц в оптику приходят примерно 500 клиентов, на рекламу выделяю около 50 тысяч. Получается, чтобы человек зашел ко мне, трачу 100 рублей. Но я готов на это, потому что он оставляет у нас анкету с телефоном. Потом отправляю ему смс о скидках за 3 рубля. Выходит, что следующий приход человека обходится всего в 3 рубля, а дальше уже бесплатно.
Сейчас я запустил акцию с певцом Ильнуром Рамазановым. Он дарит на своих концертах в Учалах цветные линзы от имени нашей оптики. Меня спрашивали, зачем дарить подросткам линзы, если это неплатежеспособное население. Говорю, что когда они вырастут и у них будут дети, которым понадобятся очки, то они придут ко мне, потому что когда-то услышали про мою оптику. Работаю на перспективу.
Но на самом деле это было для привлечения клиентов. Люди перед школой приходят за тетрадями, берут штук 40, а консультант советует взять альбом, ручки и т. д. И средний чек выходил на 1 000 рублей на одного ребенка. Они видят, что у меня дешевые тетради, и на остальные ценники не смотрят. Были моменты, когда предъявляли, почему у меня какие-то вещи на 2-3 рубля дороже, чем у других. В таком случае всегда можно на месте доказать, чем твой товар лучше. Я вывел магазин на хорошую прибыль и продал его за 200 тысяч рублей.
В 2017 году, ближе к 31 декабря, решил взяться за продажу фейерверков. Это трендовый бизнес, на котором быстро зарабатываешь. Годом ранее я вложил в этот проект 100 тысяч рублей и заработал 180 тысяч. Поставщик сказал, что цены в этом году повысились, но он сделает скидку, если куплю товар на 2 млн. Я дал клич, что есть проект, на котором можно выручить хорошие деньги. Отозвались 18 парней. Условия были такие: они мне дают 110 тысяч рублей – 10 тысяч на организацию, а на остальные предоставляю полный комплект товара. Собрали 2 млн, а мне по скидке продали за 1,8 млн. 18 комплектов раздал парням, две коробки оставил себе и сделал на них 350 тысяч рублей.
В этом году повторю эту же схему. Думаем, что все 54 района Башкирии охватим. Надеюсь, вместо 100 тысяч будет 70 тысяч за комплект.
Мои дети не получат от меня ни копейки
Однажды я разбился на машине и после боялся садиться за руль. Помимо того что мне нужны были средства на ремонт, я еще остался должен пострадавшему в ДТП. Аяз Шабутдинов меня спросил: «Динар, ты больше всего боишься на машине ездить, значит, купи ее». И я купил автомобиль в кредит. Но поставил себе цель закрыть его за пару месяцев. Кроме того, я одолжил деньги на покупку очков и поехал по районным сабантуям. На каждом празднике примерно по 20 тысяч зарабатывал. Так закрыл кредит.
Хочу сказать, что каждый может зарабатывать столько, сколько он пожелает. Люди пробуют что-то и, когда не получается, сразу все бросают. Это неправильно, в любом месте есть деньги – нужно лишь найти то занятие, которое делает тебя счастливым.
Сегодня у меня магазин оптики в Аскарово и Учалах, общий оборот – 3-4 млн рублей. В августе открываю оптику в Уфе, в сентябре – в Магнитогорске и Кугарчинском районе. Не считаю себя особо успешным. Как только ты начинаешь себя так позиционировать, то перестаешь расти. Всегда нужно задаваться вопросом «Сделал ли я больше, чем вчера?». Сравнивайте себя с собой же вчерашним, а не с другими. Никогда нельзя расслабляться. Меня приглашают где-то посидеть, попить или кальян покурить, допустим, а я этими вещами уже два года не увлекаюсь. Если сделаю что-то из этого сейчас, то вернусь на два года назад. Мне это не нужно, это деградация. Думаешь, что алкоголь тебя расслабляет, но с утра ты идешь в туалет и мозг свой смываешь.
До 18 лет думал, что у меня худшие родители. Видел, как другим покупают машины, устраивают в вузы, я им завидовал, был очень обижен на своих. У меня практически не было детства. Но время все расставляет на свои места. Сегодня вижу, какие у тех ребят ценности. А меня родители научили зарабатывать. Так же я буду поступать со своими детьми: до 18 лет дам нужные навыки и образование, чтобы дальше могли себя сами обеспечивать.
Когда человек сам не зарабатывает, то не знает цену деньгам. Не хочу рядом с собой видеть амебу какую-то. Есть такая притча: таксист довез одного миллиардера и тот дал ему 100 рублей чаевых. Таксист возмутился и сказал, что вчера его же сын дал ему 1 000 рублей. На что миллиардер ответил: «Его родители миллиардеры, а мои нет». А в моем случае так вообще: родители – колхозники.