– Когда вы принимали решение участвовать в конкурсе на пост сити-менеджера, у вас были какие-то сомнения или с уверенностью сделали этот шаг?
– Решение пришло совершенно спонтанно. Это возможность из разряда тех, которые всегда рядом, но ты ее не замечаешь. Я действительно к этому долго шла, в свое время оспаривала массу различных конкурсных процедур - в сфере культурных грантов, трудового законодательства.
Защищая трудовые права коллектива Национального симфонического оркестра, я обнаружила, что конкурсы в Министерстве культуры на замещение должности руководителей государственных учреждений не проводились. Я добилась проведения этих конкурсов.Когда объявили конкурс на замещение должности мэра города, я поняла, что нет человека, более приспособленного к участию в конкурсе, чем я. Я ведь знаю больше других о подобных процедурах
– Лилия Чанышева назвала свой недопуск к участию в конкурсе «политическим решением», поскольку она «неудобный» кандидат. Ваша правозащитная деятельность ведь для многих так же неудобна, но вы все же прошли. Удивились?
– Нет. Я легко могу объяснить, почему меня пропустили. Я же говорю, я очень хорошо подготовилась. Я согласна с Лилией, что правила подачи документов очень запутанные, и с самого начала конкурсные процедуры нарушаются. Но это огромные очки в мою пользу, ведь я вот уже два года работаю с такими нарушениями и оспариваю их. Мне пришлось пересмотреть огромное количество нормативных актов, чтобы не ошибиться. Буквально за день собрала все возможные документы, целые сутки, не вставая из-за стола, заполняла форму. Я все сделала так, чтобы невозможно было отказать мне в допуске к участию в конкурсе.
– 26 октября пройдет следующий этап. Что вас там ожидает?
– Будут проверять кандидатов на знание законодательства. Нам выкатили список из около 350 нормативно-правовых актов, которые мы должны знать. Это почти все законодательство – и федеральное, и республиканское . Муниципальное – только в части знания полномочий мэра.
У меня уникальный опыт. Защищая права граждан, я бралась за разные дела и изучала законы из самых разных сфер жизни.
Более универсального правоведа, чем я, нет – и среди претендентов, а, может быть, и вообще по городу. Не думаю, что есть кто-то сильнее меня
– Какие проблемы в Уфе вы хотите решить в первую очередь?
– Самое главное – это, конечно же, коррупция. При этом не хочу идти по пути Навального. Для него искоренение коррупции стало самоцелью, а для меня это – лишь средство для достижения цели.
У меня есть оригинальная инновационная идея. Думаю, что Уфе нужен свой собственный муниципальный банк, чтобы контролировать все денежные потоки, которые идут из бюджета и в бюджет, и сделать их прозрачными. Я обнаружила, что такой банк имеется в Екатеринбурге. Но мы пойдем дальше и сделаем свой банк прозрачным.
Современные технические средства позволяют это сделать, нет ничего сложного в том, чтобы выложить в открытый доступ транзакции банка.
Бюджет города – это бюджет его жителей.
Горожане имеют право знать, как расходуются деньги из кошелька города
Следующее – я давно удивляюсь, почему публичные слушания у нас проводятся в подпольном режиме или вообще симулируются. Если хочешь что-то сделать для людей, для начала спроси у них, нужно ли им это и какой результат они хотят получить.
Необходимо решить проблему обманутых дольщиков. Их очень много, а ведь это не просто люди, которые вложили деньги и не получили квартиру. Это исковерканные судьбы, несостоявшиеся семьи, не родившиеся дети.
То же самое с бездомным, уже ведь на улицу страшно выходить, так их много. С ними нужно работать, создавать ночлежки, возвращать к нормальной жизни. Они - наши сограждане, которых нельзя бросать на произвол судьбы.
К вопросу о пенсиях:
если все организовать так, как я себе представляю, то в городе появятся деньги на то, чтобы доплачивать городскую надбавку к пенсиям.
В Москве ведь есть собственное социальное обеспечение. Думаю, в конце концов, мы тоже найдем способ и возможность.
Столько проблем и столько возможностей их решить. В 2013 году были повышены кадастровые стоимости. Соответственно, поступления по муниципальному налогу на имущество в бюджет города огромны. Куда уходят эти деньги? Я думаю, их должно хватить на решение наболевших проблем города.
– Вы в нагруднике, одном из главных элементов башкирского национального костюма. Это просто украшение или в этом есть какой-то посыл?
– Я башкирка, я люблю свой народ. Считаю, что благополучие моего народа – это благополучие всей республики, в том числе и Уфы.
Став мэром Уфы, я введу языковой минимум для муниципальных служащих. Они должны знать башкирский язык, пусть сначала и в минимальном объеме
Будем обучать их и постепенно повышать требования. Это дань уважения к коренному народу. Это так немного в обмен на благополучие и цветущий город.
– Каким вы видите развитие нашего города – по какому пути оно пойдет и на что вы сделаете основной упор?
– Я бы не хотела идти по следам других претендентов, которые пытаются что-то сказать на эту тему. Я не профессиональный сити-менеджер и никогда не работала мэром. Я знакома с общими принципами, понимаю, что нужно работать с бюджетом и генеральным планом города.
Если бы генеральный план был публично обсуждаемым и открытым, не было бы этой точечной застройки. Как можно поставить во дворе дом, не спросив жильцов?
По поводу транспорта и дорог: уже давно понятно, что строить метро в Уфе нельзя. Поэтому должна быть какая-то скоростная наземная трасса. Какой она будет, кто ее будет строить – это уже вопрос к профессионалам.
Я создам свою команду из компетентных людей. Как я могу сейчас решать и говорить за градостроителей и инженеров?
Чтобы решить проблемы с экологией, в первую очередь нужно опубликовать границы зон санитарной охраны городских водозаборов. Они до сих пор не опубликованы. Только после этого мы сможем в нормальном правовом русле обсуждать и решать проблемы Кроношпана, свалки в Черкасах, территории «Химпрома».
–Если вы все же проиграете кому-то из кандидатов, что будете делать дальше?
Дальше – вперед в суд. Потому что программы лучше, чем у меня, нет ни у кого. К тому же, повторюсь, нарушены конкурсные процедуры. Я вообще уверена, что выбирать мэра нужно, учитывая мнение жителей. А у нас мэра выбирает комиссия из шести человек, причем трое из них – люди от главы республики. К этой комиссии у меня тоже есть вопросы: ведь получается,
глава республики уже на этапе конкурса вмешивается в полномочия муниципалитета
По крайней мере должна быть публичная трансляция процедуры. 29 октября кандидаты будут защищать свои программы развития Уфы. Ну, вот эта-то часть точно должна транслироваться всему населению, чтобы жители могли оценить претендентов. Муниципальное управление – это же даже не власть, это всегда самоуправление.